Катарина Канивец > Вопросы и ответы > Биология человека > Что такое управление памятью? Какие способы такого управления Вы знаете?

Что такое управление памятью? Какие способы такого управления Вы знаете?

Специфической особенностью человека является способность удерживать в памяти не только следы восприятия конкретных предметов и явлений и их словесных обозначений, но и возможность управлять своей памятью. Поэтому произвольное запоминание определенной информации является сложным и активным процессом. Для этого люди используют особые приемы запоминания, например, выделяют существенные признаки прочитанного или услышанного, сравнивают с тем, что уже известно, систематизируют эту информацию в соответствии с поставленной задачей.

Таких приемов очень много. Приведу некоторые из них. Итак, метод группировки состоит в том, что общую информацию разделяют на группы, которые легче запомнить (например, семизначный номер телефона разделяют на три группы цифр). Метод рифмы и ритма лежит, например, в основе всех детских считалок типа «раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять». Метод акронимов очень распространен и базируется на том, что сложные названия сокращают и называют по первым буквам слов, например, ООН, ЮНЕСКО, СНГ и т.д. Метод акростихов позволяет запомнить информацию по первым буквам слов или по числу букв в словах. Например, очень легко запомнить порядок расположения цветов спектра по таким стишкам «Каждьий охотник желает знать, где сидят фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). При цепном методе элементы определенной последовательности должны быть связаны в цепочку с помощью образов, а при применении метода мест — привязаны к конкретному месту (метод Цицерона).

Особенностью человеческой памяти является то, что запоминаются не столько подробности, сколько общие положения, то есть у человека прежде всего откладывается в памяти, например, содержание прочитанной книги, а ее изложение обычно забывается. Именно поэтому при воспроизведении информации из памяти сначала всплывают общие положения, а потом уже добываются слова, необходимые для их выражения.

В раннем детском возрасте запоминание зачастую происходит самопроизвольно, то есть на подсознательном уровне, как правило, на фоне эмоционального возбуждения. Активное произвольное запоминание информации возникает позже, с началом школьного обучения, когда дети приучаются запоминать учебный материал. При этом наблюдается постепенный переход от образного к логически-смысловой памяти, которая у человека являются высшей формой памяти, оперирующий понятиями. Поэтому сознательная установка на запоминание тоже один из способов управления памятью.

Традиционным и эффективным подходом к управлению функциями памяти и обучения является использование различных физиологически активных веществ и психофармакологических агентов. Своеобразие этого подхода заключается в том, что эти факторы влияют не только на функции памяти, но и активно меняют функциональное состояние мозга. Тем самым фармакологические вещества и физиологически активные вещества способны регулировать функции обучения и памяти наряду с другими когнитивными функциями мозга. Так, психостимуляторы, которые активируют адренергические структуры мозга, обычно повышают эффективность и скорость обучения, увеличивают продолжительность сохранения памятного следа. Значительно облегчают процессы запоминания так называемые ноотропные вещества, которые улучшают общую работоспособность мозга.

Однако следует отметить, что характер влияния различных фармакологических веществ на память значительной степени обусловлен уровнем мотивации. Поэтому те вещества, которые усиливают внимание и активируют мотивационную систему, оказывают положительное влияние на память, а вещества, снижающие мотивационный уровень, значительно затрудняют обучение. Кроме того, влияние различных веществ на функции памяти во многом зависит от эмоционального знака применяемого раздражителя и его силы.


x
Пора готовиться к ЗНО!

Набираем последние группы "Интенсив"

Лучшие курсы для подготовки к ЗНО в Киеве!
Начало занятий 16 февраля.

Подробнее