Голуби — «искусствоведы»
Группа японских психологов поставила эксперимент на голубях, в котором выяснялась их способность распознавать технику исполнения картин художниками различных направлений: птиц обучали клевать картины представителей одной из художественных школ, игнорируя иные.
Голуби без особых затруднений вскоре начали отличать полотна кубистов от творений импрессионисто. Ошибка при показе подопытному голубю, например, Пикассо и Мане не превышала 10%, даже если птице предъявляли никогда ранее не виденные ею картины. В дальнейших опытах голубей «ознакомили» с творчеством Сезанна и Ренуара, которых пернатые «искусствоведы» отнесли к той же категории, что и Мане, отвергнув возможность присоединить их к картинам известного кубиста Ж.Брака.
По поводу этих экспериментов высказывались разные соображения. Одни полагали, что птицы художественным сознанием не обладают, а просто фиксируют тот факт, что в изображениях, принадлежащих кубистам, присутствуют геометрические фигуры и характерные резкие краски без оттенков, а работам импрессионистов, наоборот, свойственны расплывчатые пастельные тона. В ответ на подобные аргументы ученые указывают, что голуби принимали решения почти безошибочно и в тех случаях, когда им предъявляли сознательно «размазанные» репродукции и даже черно-белые варианты.