Растения-геологи

То, что почти всегда содержание некоторых элементов в растении выше, чем в почвенном растворе или (если это гидробионт) в окружающей его воде, известно давно. Тому свидетельство тот факт, что до начала 30-х годов прошлого века большие количества чистого йода добывали из морской водоросли ламинарии, содержание которого в ее тканях достигает 0,3%, при концентрации 0,0001% в морской воде. В Японии, к примеру, ежегодно его добыча составляя порядка 100 тонн, поднимаясь в отдельные годы до 250 т. Да и добыча поташа или углекислого калия в течение многих веков осуществлялась исключительно из растительной золы, и общая годовая производительность этого вещества исчислялась тысячами тонн. А почему бы и нет: например, в тканях водоросли нителлы калия в тысячу раз больше, чем в воде.

Но калий — не единственный элемент, который накапливается растениями, и даже не самый показательный в этом смысле. К примеру, у водоросли кладофора фракта содержание цинка в 6 000 раз больше, чем в окружающей ее среде, кадмия — в 16 000 раз, цезия — в 35 000, а иттрия — почти в 120 000 раз. Но не только водоросли отличаются подобной накопительной способностью. Так, один из видов американского ореха, являющийся близким родственником грецкого, в золе содержит до 37% алюминия. Или взять астрагал. В сухих тканях этого обитателя степей содержится до 0,4% селена, в то время как средняя его концентрация в минеральном сырье около 0,0001%.
Очень наглядно продемонстрировал свою страсть к накопительству и произрастающий во Флориде щетинник: в одном килограмме сухой массы он содержит около полграмма цинка; еще выше содержание этого элемента в полыни, произрастающей в районе цинковых рудников в Арканзасе, — 3,8 г!

Но истинные скопидомы — это, наверное, те растения, которые накапливают… золото. В 30-х годах прошлого века чехословацкие ученые И. Бабичкин и Б. Немец исследовали состав золы различных сортов кукурузы. Оказалось, что в остатке, не растворяющемся в соляной кислоте, находятся микроскопических размеров пластинки и нити, при ближайшем рассмотрении оказавшиеся частицами золота.
Однако ученые не спешили с сенсационными заявлениями. Они вновь и вновь повторяли серии тщательных и разнообразных опытов. Более того, не доверяя себе, они отправили образцы для анализа многим специалистам, в том числе и советским — В. И. Вернадскому и А. П. Виноградову. Все заключения были одинаковыми: в золе зерен словацкой кукурузы содержится золото, причем в заметных количествах — около 1 г на тонну золы.

Внушительное содержание золота обнаружено было в сосновых шишках: от 5,5 до 11 г на тонну золы. Причем, в хвое и древесине тех же деревьев замечены лишь следы благородного металла. Сходная зависимость выявилась при обследовании золы различных органов пихты, хотя некоторые другие растения, произрастающие в аналогичных условиях, например, вереск, практически не содержали золота.
Правда, следует заметить, что описанные результаты получены на растениях, выросших в довольно необычном месте — на горных выработках (отвалах): возможно, в таком фунте содержание золота выше по сравнению с естественными почвами.

Повышенная концентрация в теле растения того или иного элемента позволяет ученым-геологам еще и предсказывать наличие полезных ископаемых. Так, некоторые виды лебеды растут только на почве, богатой солью, — на морском побережье и в местностях, где соляной раствор из глубины поступает в верхние слои почвы. Геологи пользуются этим обстоятельством при поиске солевых месторождений и месторождений нефти, часто залегающими под солевыми пластами. Другие растения могут подсказать специалистам месторождения золота, редкоземельных руд, кобальта, сульфидов, никеля, хрома и других полезных ископаемых. Для этого лишь надо хорошенько изучить таланты растений-геологов.


x
Пора готовиться к ЗНО!

Набираем последние группы "Интенсив"

Лучшие курсы для подготовки к ЗНО в Киеве!
Начало занятий 16 февраля.

Подробнее