Важнейшим признаком человека является язык, но «разговаривают» и животные. В чем разница?
Для всех живых существ присуща чувственная форма познания действительности, с помощью которой они способны хорошо приспосабливаться к окружающей действительности. Эта так называемая первая сигнальная система, которая представляет собой совокупность рефлекторных реакций на конкретные раздражители среды. У человека, как предполагал И. П. Павлов, есть еще одна сигнальная система, с помощью которой он хорошо приспособлен к социальному образу жизни. Вторая сигнальная система — это система абстрактно-символических раздражителей, которая позволяет людям осуществлять мышление посредством общих понятий, обозначаемых системой знаков. Важнейшим и основным компонентом второй сигнальной системы является язык.
С помощью языка сохраняется и передается информация от поколения к поколению, создается коллективное знание о внешнем мире. В языке представлены как грамматические, так и логические связи между «объектами». Поэтому, усваивая родной язык, ребенок овладевает не только грамматикой и лексикой, но одновременно устанавливает логические связи между «объектами» окружающей среды, то есть познает их. Для многих людей усвоения языка является иногда самым выдающимся интеллектуальным достижением в жизни.
Следует отметить, что в животном мире системы коммуникации разнообразны: животные общаются между собой посредством мимики, жестов, звуков, запахов и т.д.. Все эти системы общения являются врожденными, сформированными в процессе эволюции вида.
Все врожденные коммуникативные сигналы можно отнести к первичному языка животных или человека. Наряду с этим, в процессе жизнедеятельности люди, а также высшие обезьяны приобретают вторичный язык, который состоит из абстракций разного уровня. Исходя из этого, первую сигнальную систему можно разделить на два уровня: допонятийный, когда отображение действительности происходит в форме ощущений, восприятий и представлений, и понятийный, когда отображение действительности происходит на уровне понятий, еще не опосредованных словом (довербальных понятий). Такой уровень обобщения является функциональной основой вторичного языка, который возникает у человека в связи с развитием речедвигательных систем.
Итак, в коммуникациях животных можно выявить целый ряд особенностей, присущих для речевого общения человека, даже абстрактные свойства языка, поскольку сигналы «языка животных» часто очень произвольные и не похожи на характеристики окружающего мира, которые они обозначают. И это неудивительно, ведь человеческая речь выводится из коммуникации животных.
Однако «язык животных» в действительности лишь метафора, поскольку при коммуникации животных отсутствуют логические и грамматические связи между «объектами». Такой «язык» не может быть средством познания окружающей действительности, как у человека, не может быть основанием мышления, под которым психологи понимают систему сознательных операций, направленных на решение задач с помощью выяснения объективных связей и отношений.
Благодаря наличию второй сигнальной системы создаются условия для обеспечения абстрактного мышления, которое значительно расширяет приспособительные возможности человека. Человек получает правильное представление о внешнем мире, не имея с ним непосредственного контакта. Это является основанием всей системы образования. Кроме того, с помощью слов человек может представить себе «дела давно минувших дней» или прогнозировать будущее.
Абстрактное мышление позволяет выработать соответствующие системы целенаправленных поведенческих реакций также без прямого контакта с реальной действительностью. Однако совершенство этих реакций, которые опираются на словесные раздражители, будет обусловлена ??точностью отражения окружающей действительности в мозгу человека. И если словесные раздражители не дают точного и полного отражения внешнего мира, то приспособительная деятельность организма, основанная лишь на абстрактном анализе и синтезе, может быть неполной и несовершенной. Итак, абстрагирование от действительности благодаря наличию второй сигнальной системы, несомненно, имеет ряд преимуществ, но изолированное от действительности абстрактное мышление приводит к образованию неподходящих приспособительных реакций. И таких случаев в реальной жизни хватает.